Российская газета,
16 марта 2012 г.
Опасайтесь дешевых путевок
755 просмотров
Последние события с «Ланта-тур» и «Капитал тур» разрушили стереотип: если компания крупная и долго работает на рынке, то ваш отдых с ней будет приятным и безмятежным.
О том, как сегодня выбирать туроператора, на что обращать внимание и как государство планирует защитить отдых наших граждан, на «Деловом завтраке» в «РГ» рассказал глава Ростуризма Александр Радьков.
- Александр Васильевич, посоветуйте, как не промахнуться в выборе туроператора.
Александр Радьков: Первое, что нужно сделать, посмотреть на сайте Ростуризма, есть ли фирма в федеральном реестре туроператоров. Второе - обратить внимание на ценовую политику компании. Крупный демпинг - это всегда зона риска. Если стоимость путевки очень низка, то что-то здесь не так.
- Но стопроцентной гарантии все равно нет?
Александр Радьков: Мы не можем гарантировать отсутствие банкротств на рынке. И государство должно побеспокоиться не о том, чтобы не было банкротств, а о том, чтобы защитить потребителя в случае банкротства или любой другой чрезвычайной ситуации.
Страховка от банкротства
- Что же нужно сделать, чтобы туризм был безопасен?
Александр Радьков: Здесь есть две основных составляющих. Первая связана с механизмом защиты прав туристов, которые еще не улетели и в случае банкротства туроператора находятся в стране. И вторая проблема, если турист находится за рубежом, а у туроператора нет денег, чтобы вернуть его домой. Первую проблему можно решить страхованием ответственности туроператоров. Такой инструмент сегодня действует достаточно успешно, однако опыт показал, что банкротство крупных компаний требует привязки финансового обеспечения туроператоров к реальным оборотам. Банкротство «Ланта-тур вояж» наглядно продемонстрировало, что ста миллионов рублей не хватает для того, чтобы выплатить компенсации всем пострадавшим. Очевидно, финансовое обеспечение туроператора должно соответствовать масштабам его деятельности. Соответствующие поправки в отраслевой закон мы уже подготовили.
Вторая проблема - что делать с туристами, которые находятся за рубежом, как экстренно оказать им помощь и вернуть их на родину в случае, если туроператор обанкротился или наступили какие-то форс-мажорные обстоятельства. В этой ситуации позитивную роль может сыграть создание неких компенсационных фондов. Такая практика достаточно распространена за рубежом. Ведь по страховке турист может получить компенсацию лишь по возвращению. А если его еще надо вернуть? И здесь мы возлагаем определенные надежды на саморегулируемые организации, это очень серьезный инструмент.
Во-первых, саморегулируемая организация обеспечивает единообразие и высокие стандарты качества обслуживания туристов. СРО сама мониторит и осуществляет аудит деятельности своих членов. Этот механизм и позволяет организовать компенсационные фонды. Сейчас обсуждается вопрос, как будут формироваться фонды экстренного реагирования на кризисные ситуации, будут ли они привязаны к оборотам компании, или их соберут как единовременные взносы.
Безусловно, речь не идет о том, что это будет своего рода круговая порука, когда банкрот получает необходимые средства из фонда, а потом остальные члены организации восстановят его размер. Нет. Есть механизм возврата денег в фонд, например за счет страхования компанией, входящей в СРО, своей финансовой ответственности перед клиентом. То есть в этом случае туроператор не будет повторно проплачивать некую сумму (единовременный взнос, необходимый для вступления в ряды саморегулируемой организации) в общий фонд. А он автоматически пополнится благодаря отчислению страховщика, с которым компания так или иначе обязана заключить договор о финансовом обеспечении своей гражданской ответственности перед потребителем - иначе она не может войти в федеральный реестр и в принципе заниматься туроператорской деятельностью.
При этом в любом случае турист обращается, прежде всего, к своему туроператору, и только в случае возникновения проблем во взаимоотношениях с ним - в СРО, куда данный туроператор входит. Со своей стороны, государство, в лице отраслевого федерального органа управления, должно контролировать деятельность самих саморегулируемых организаций. И его главная цель - защита прав потребителя туристских услуг.
- Есть мнение, что введение института СРО может привести к тому, что часть компаний уйдут с рынка в серые схемы.
Александр Радьков: Полагаю, что, скорее всего, в результате с рынка постепенно вынуждены будут уйти компании с серыми схемами. И это, разумеется, будет только во благо самому рынку. Потому что с созданием саморегулируемых организаций в принципе повысится прозрачность туристского сообщества.
Туристы будут понимать, что компании, не входящие в СРО, заслуживают меньшего доверия, даже если входят в федеральный реестр туроператоров. Стало быть, будут очевидными и потребительские риски. Тогда как сегодня, после ситуации с «Ланта-тур вояж», туристы испытывают опасения даже при заключении договоров с самыми крупными и вроде бы надежными туроператорами. Для компаний - членов СРО нужна будет прозрачность оборотов. Мы говорим о том, что не государство будет в это вмешиваться, а определенные полномочия в части надзора и контроля перейдут СРО. Государство же, повторюсь, продолжит осуществлять надзор и контроль, но уже над саморегулируемыми организациями, а не над отдельными компаниями.
- Сколько может быть СРО? По какому принципу они будут создаваться?
Александр Радьков: Прежде всего их необходимо создавать в сфере выездного туризма, как наиболее проблематичной с точки зрения кризисных ситуаций. Она, конечно, должна быть не одна. Наверное, логично, чтобы саморегулируемые организации распределялись по видам туризма: выездной туризм, внутренний, СРО для агентов и т.д. То есть именно по специализации.
- Но в сфере выездного туризма есть небольшие компании, микроскопические, а есть огромные. При создании саморегулируемой организации это будет учитываться?
Александр Радьков: Речь идет о том, что в одной СРО могут быть и крупные компании, и мелкие. Другое дело, если мы говорим о создании компенсационного фонда, то размер взноса компании, конечно, должен зависеть от ее реального оборота, количества обслуживаемых туристов. Понятно, что риски у мелкой и у крупной компании разные. Поэтому и финансовая нагрузка в этот стабилизационный фонд должна быть распределена по-разному.
- Когда же появятся эти саморегулируемые организации?
Александр Радьков: Инициатива уже поступила в Госдуму. Если пройдет второе чтение, то в ближайшей перспективе такие организации уже будут созданы.
- В этом году?
Александр Радьков: Да. *** Анастасия ДУЛЕНКОВА, Нина ЕГОРШЕВА (с сокращениями)
Вся пресса за 16 марта 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
6 мая 2025 г.

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 6 мая 2025 г.
Как производятся выплаты по договору союзного страхования при ДТП, рассказали в Белгосстрахе

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 6 мая 2025 г.
На добровольное страхование автотранспорта в Беларуси приходится 19% страховых взносов

|
|
Медвестник, 6 мая 2025 г.
Минздрав анонсировал новые правила взаиморасчетов для медорганизаций и страховщиков

|
|
Република Алтай, 6 мая 2025 г.
Доля доходов из Территориального фонда ОМС в частные клиники снизилась на 30%

|
|
Коммерсантъ онлайн, 6 мая 2025 г.
Сам себе страхователь

|
|
РИА Новости, 6 мая 2025 г.
В ГД предложили обеспечить аллергиков вакциной от аллергии на пыльцу по полису ОМС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 мая 2025 г.
Страховые премии вырастут, если правительства не примут меры по борьбе с климатическими рисками

|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 мая 2025 г.
WTW запускает инструмент мониторинга на основе искусственного интеллекта Radar Vision

|
|
Комсомольская правда-Казахстан, 6 мая 2025 г.
На всякий пожарный случай

|
|
korins.ru, 6 мая 2025 г.
Михаил Мишустин призвал аграриев снижать риски с помощью страхования урожая

|
|
Лента.Ру, 6 мая 2025 г.
Россиян предупредили об одном виде автоподстав

|
|
Business FM Челябинск, 6 мая 2025 г.
Челябинское УФАС возбудило дело по рекламе страховых услуг от банка

|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 6 мая 2025 г.
В Челябинске УФАС возбудило дело по рекламе ОСАГО от ВТБ

|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 мая 2025 г.
Страховые компании США превосходят своих коллег из Великобритании по уверенности и стратегии в отношении ИИ

|
|
Вечерняя Казань, 6 мая 2025 г.
Экс-сотрудник ЦБ запутался в махинациях «Ак Барс Меда»

|
|
ТАСС, 6 мая 2025 г.
В Запорожской области страховые компании готовы начать работу с бизнесом

|
|
Казахстанская правда, 6 мая 2025 г.
Страховая медицина: вопросы без ответов

|
 Остальные материалы за 6 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|